Культура и традиции Праздники Бали Традиции Бали

Волшебный праздник Ньепи – балийский новый год

Селамат Паги, дорогие читатели. На Бали празднуют балийский новый год Ньепи! Это удивительно, удивительно. Мы вернулись в прошлое, в 1939 год. Теперь мы живем и в прошлом, и в настоящем. Одновременно. Временные потоки объединились в одну прямую. Мы находимся сразу в двух веках – это почти то, что я всегда хотела уметь (а ещё лучше, находиться в нескольких местах одновременно).

Итак, у нас тут, на Бали, случился балийский Новый Год или Ньепи. Поздравляю всех! 🙂 Сначала, мы будили-будили духов, добрых и не очень. А потом сделали вид, что нас тут нет, мы все спрятались, затаились и тихонечко посмеивались над духами, которые бродили по острову в поиске хоть кого-нибудь. Давайте расскажу подробнее, а то все  загадками говорю.

За месяц до главной новогодней даты, которая в этом году выпала на 29 марта, во всех деревнях начали мастерить огромные чучела демонов, которые называют тут Ого-Ого (Ogoh-Ogoh). Ого-ого мастерят из сподручных материалов, используя поролон, папье-маше, картон, бамбук. И неограниченную фантазию. Каждая деревня включает свои творческие таланты. И чем чудней, веселей и  страшней будет выглядеть демон, тем круче деревня отличится на параде Ого-Ого, который происходит в последний день перед новым годом.

Ого-Ого

Ньепи рассчитывается по лунному календарю Сака и символизирует начало нового лунного года. 

Мы любим ездить по острову перед Ньепи и наблюдать совершенно разные вариации злых демонов Ого-го. Это всевозможные варианты злой ведьмы Рангды, поедающей детей – с когтями, огромным бюстом, кровожадным выражением лица. Это чудовища с свирепыми ухмылками, которые сидят на быках, конях, даже мотоциклах.

Ого-Ого

Ньепи

Ньепи

За два-три дня до Ньепи (в каждой деревне по-разному) происходит церемония очищения “Меласти” (Melasti или Mekiis). Балийцы одеваются в белую праздничную одежду и несут статуи божеств из своего деревенского храма к священной воде океана, озера, реки, чтобы очистить их энергией водой. Это восхитительно красивая церемония.

День до Ньепи называется Пангрупукан  (Pangrupukan). Начинается день с ритуала “Тавур Кесанга” (Tawur Kesanga.). “Tawur” обозначает “платить”, а “kesanga” является девятым месяцем в календаре сака. Этот месяц считается самым неблагоприятным на Бали, когда сама земля становится слабой после сезона дождей, а пространство вокруг накопило разные не очень созидательные энергии за год.

Ритуал “Тавур кесанга” всегда проводится в новолуние девятого месяца по балийскому календарю сака, и он всегда совпадает с весенним равноденствием. Этот ритуал предназначен для очищения пространства острова от негативной энергии, для воссоздания гармоничной связи между балийцами и высшими силами, островом, божествами.

В этот день разрешены жертвоприношения и петушиные бои. Считается, что жертвенное кровопролитие очистит землю от зла.

Днем женщины готовят богатые подношения. На перекрестках, перед входами в дома – располагают специальные подношения для злых демонов, чтобы выманить их на улицу. А балийцы начинают издавать много шума дома, стуча по мебели, кухонной утвари, чтобы выгнать злых духов на улицу.

А уже с 5-6 вечера начинается самый любимое балийцами мероприятие Ngrupuk, когда чучела злых демонов Ого-Ого наконец дожидаются своего звездного часа. Демонов носят на специальных носилках по всей деревне, производя, как можно больше шума, на перекрестках и углах. Это делается для того, чтобы вытащить накопленную за год “нечисть” из всех углов.

В некоторых городах проводится парад “Ого-Ого”. Каждая деревня погружает свое чудище на носилки из бамбука и несут его через весь город к месту сбора всех чудищ.

Под аплодисменты зрителей, каждое  Ого-Ого исполняет свою сценку, кто-то кричит, кто-то бьет в барабаны, кто-то грохочет. Тут фантазия разыгрывается не на шутку. Главное, как можно громче шуметь.

Грохот. Шум. Громкие звуки балийских музыкальных инструментов. Полчища нарядных балийцев несут очередную грозную Рангду с младенцем в руках или милого маленького кришну, оседлавшего дракона с красными глазами. Все кричат и улюлюкают.

И это нелегкое дело нести огромных Ого-Ого. Человек 10-15 парней несут бамбуковые носилки, на которых каким-то эмпирическим образом установлен Ого-Ого в 2-3 метра высоты. Чудище, несмотря на грозно сверкающие глаза и оскаленные зубы, шатается на ветру. Особенно вредят провода, хотя есть и специальный человек в процессии, который поднимает провода бамбуковым шестом. Большинство чудовищ  стоят на одной ноге, это очень влияет на отсутствие баланса.

А уже ближе к полуночи балийцы уничтожают демона Ого-Ого. Раньше сжигали, а теперь, в  вопросах безопасности, ломают.

 У нас день тишины – Ньепи! 

И вот,  с 6 утра 30 марта по 6 утра следующего дня происходит день тишины – Ньепи. Мы переместились в прошлое и молчим. Существуют четыре основных ограничения в этот день: нет свету (огню), нет работе, нет передвижениям и путешествиям, нет досугу. Новый год, новый путь, новая дорога жизни должна родиться в тишине, темноте и чистоте.

На Ньепи весь остров закрывается на день тишины с намерением, чтобы демоны поверили, что жители Бали покинули это место. Вся активность на острове прерывается, балийцы сидят дома и созерцают свой внутренний мир. Теоретически. Практически, наши соседи – балийцы весь день занимались всяческими делами в саду, собирали урожая, стригли кусты, траву. В общем, вели тихий, но деятельный образ жизни.

Тем не менее, в Ньепи закрываются абсолютно все учреждения в городе. Закрывается единственный на острове международный аэропорт Нгурах-Рай.

Никто не выходит на прогулки, а по улицам ходит специальный патруль, который прошел через посвящение и имеет право находиться вне дома. Если кто-то пойдет на улицу, патруль сопроводит его в полицию и оштрафует. Балийцы верят в традиции, верят в то, что злые духи, действительно, могут остаться на острове, если издавать какой-то шум, поэтому относятся к этому очень серьезно. За 1-2 дня до Ньепи в магазинах скупается вся еда (как у нас перед новым годом), но готовить в день тишины тоже нежелательно, поэтому балийцы готовят заранее за сутки.

На следующий день после Ньепи начнется новый чистый лист. Первый день после Ньепи наступает день под названием Ngembak Geni, все будут ходить в гости к родственникам, просить у них прощения.

Я люблю балийские праздники, которые на острове случаются довольно часто, мы уже рассказывали вам о празднике Нгусаба, который проходил  в храме Батур. Мы посетили храм Бесаких в дни «Bhatara Turun Kabeh», что переводится «все боги собираются вместе». В ближайщие дни я расскажу вам о самых важных праздниках каждые 210 дней – Галунган и Кунинган.

Да, каждый день подтверждаю себе, что мир прекрасен. В путешествиях постоянно попадаешь в совершенно разные реальности, года, традиции, обычаи. Ты, словно, живешь разными жизнями и примеряешь разные роли. Ты выступаешь, как сценарист своего собственного фильма, в котором играешь главную роль. Вот, ты поместил себя в 1936 год, ты ходишь и удивляешься чудищам Ого-Ого, ты затаился и соблюдаешь тишину в Ньепи, ты постоянно играешь в новую реальность. Это невероятно затягивает. Твой внутренний ребенок восторжен, удивлен, радостен и вдохновлен. Ты хочешь делиться, передавать эти лучики дальше.

И вот очередной новый год, новый чистый лист наступил, будем рисовать новое бытие, новую картину жизни. Ещё раз поздравляем с Новым балийским годом!  Желаем всего самого доброго, сказочного и волшебного! Мира! 🙂

Про балийские праздники и церемонии я писала здесь: Ньепи, Галунган-Кунинган, День Сарасвати Кремация священника (мангку) в нашей деревне, рождение ребенка,

С уважением, автор блога про остров Бали – Наталия Любимова

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *