Культура и традиции

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Cеламат паги, чудесные друзья. Недавно весь день я провела на кремации. Удивительное чувство сохранилось до сих пор. Грусть, смешанная с радостью. И новая вспышка влюбленности в остров.



Лучшие экскурсиии на русском языке по Бали


И все люди с нашей деревни, наполовину уже знакомые, они все были вместе. У балийцев так принято, они живут большими общинами. И они всегда вместе. Помогают друг другу в любом жизненном событии. Свадьба, рождение ребенка, кремация, многочисленные церемонии. Все соседи собираются вместе, женщины помогают на кухне, мастерят подношения, а мужчины делают свои «мужские» дела.

кремация на Бали

Меня пригласили на кремацию жителя нашей деревни. Оставил тело всеми уважаемый «мангку»  или священник деревни – Кандара Ида. Еще недавно он вел церемонию на свадьбе в соседнем доме, а сегодня уже его тело провожают все жители деревни в новый путь.

Когда оставляет тело священник, его необходимо кремировать сразу, в ближайшие дни. Не прикапывая в землю, ожидая попутчиков по кремации, как это делают другие касты.

Не так давно я присутствовала на массовой кремации в 49 человек, тела которых пролежали в земле от одного до пяти лет, а теперь родственники собрали деньги и смогли организовать кремацию. Там, я помню, на той кремации, ощущения были очень тяжелые, энергии были тягучие и едкие, не хватало воздуха, хотелось дышать, а невидимых зрителей разного уровня доброжелательности было много вокруг.

Из-за того, что церемония кремации очень дорогая, и в тоже время, самая важная в цикле балийской жизни, семьям приходится «хоронить на время» ушедших родственников, а потом всей деревней кремировать их массово, пройдя перед кремацией полуторамесячный цикл церемонии и ритуалов, очищая каждый миллиметр жизни.

А в этот раз все было легко и ясно. Новый путь, тихое почтение, мир в сердцах. Жена мангку обнимала его портрет и улыбалась сквозь слезы, ведь прошло еще так мало времени. Но главное, есть знание, что душа близкого человека вернулась домой, чтобы остаться там столько, сколько пожелает, для осмысления своего опыта. А потом вернется в тот же род, внуком или правнуком. На Бали допускаются перерождения уже во втором колене, а то есть дедушка может переродиться уже в своих же внуках.

Фото история. Кремация мангку из балийской деревни.

Во время кремации тело ушедшего поместят в специальный саркофаг. В данном случае, саркофаг в виде белого быка, символ того, что умерший был священником. Изначально саркофаг ставят в центре деревни, где он ждет своего предназначения.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Все саркофаги для кремации исполняют в форме животных. Для высоких каст – это бык для мужчины и корова для женщины. Бык является символом горы  Шивы – бога смерти и разрушения. Для королевских особ в виде саркофагов изготовляют  крылатых львов или оленей. Простые люди могут иметь саркофаг в виде мифического существа с головой слона и хвостом рыбы. Сейчас, в современном Бали, правила соблюдаются не столь строго, и семья даже может выбрать себе форму саркофага. Главное условия, чтобы выбранная форма стояла на четырех ногах, что символизирует явление “Канда Эмпат” – четыре невидимых духовных брата человека, сопровождающих его всю земную жизнь и встречающие его душу, после церемонии кремации.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

И мужчины постарше ждут. Им скоро нести саркофаг и кремационную башню на  кладбище.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Рядом с саркофагом стоит кремациооная башня («wadah» или “Bade”), которая нужна для перевоза тела из дома на кладбище. Башня украшена двумя церемониальными зонтиками, а сзади прикреплена фотография умершего священника. Башня символизирует Вселенную. Как правило, у основания башни находится черепаха  Bedawang Nala, окруженная змеями- мудрецами, по центру земной мир, а тело умершего располагают на самой вершине башни, что символизирует божественный мир, куда душа будет направляться. В нашем случае, кремационную башню украшает падмасана, которая символизирует занятие человека, его духовную деятельность и работу в храме.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Женщины проводят ритуал, они проходят несколько кругов вокруг алтаря с подношениями, вокруг саркофага и кремационной башни, читают молитвы, окропляют святой водой.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Мужчины приносят подношения и усаживаются в молитве прямо на земле.

 Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

А мы заглянем в дом мангку, откуда доносятся песнопения. Там члены семьи провожают своего близкого в светлый путь. Возле дома установлен алтарь и по-особенному украшен вход, множество подношений разложено на земле около входа.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Внутри дома много людей, все члены семьи и родственники, священнослужители с других деревень, соседи. Все пришли почтить этого уважаемого человека.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Также приехала очень старенькая бабушка, она священник из касты брахманов (“педанта”). Она приехала провести церемонию для мангку Кандара Ида, и это большая честь для семьи.  Все ее тут называют с великим уважением “верховная жрица”. На фото ниже виден лишь ее головной убор, прибавьте звон церемониального колокольчика и голос, произносящий мантры. После церемонии она освятит тело умершего святой водой.

  Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

В целом, церемония кремации включает три фазы: очищение, почтение и трансформация (или сама кремация).

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

В церемонию очищения входят множественные ритуалы, которые направлены на глубокое очищение души и тела всех участников церемонии, подготовка тела умершего к кремации и ритуалы для души умершего. К церемониям почтения относятся ритуалы прощания семьи с физическим телом умершего.

 Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Все соседи присутствуют на церемонии, каждый сидит в порядке кастовой иерархии. Простые люди сидят на земле. Мангку и педанты (священнослужители) с соседних деревень в бале (специальная беседка) на возвышении, а верховная жрица с помощницей, проводящие церемонию прощания, выше всех.

 Много подношений приготовлена уже для самой кремации, их тоже освящают святой водой и молитвами. Внутри этого сооружения с кокосом  – живые цыплята, необходимые для жертвоприношения.

Внутри живые цыплята

Кремация священника (мангку) в нашей деревне. Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Рассказывает наша подруга Ока: “На Бали не принято плакать, когда умирает член семьи. Считается, что слезами мы выказываем неуважение к выбору души и не даем ей идти дальше. Но ведь смерть – это просто отдых души, которая возвращается в свой настоящий дом. Теперь ей хорошо. А через какое-то время, она вернется в наш род, может моим внуком или правнуком. И я буду продолжать любить его, как и сейчас люблю.

Да, нам грустно, и нужно будет время, чтобы привыкнуть без физического присутствия близкого человека. Но эта грусть пройдет, у нас есть дети, родственники, души предков и божества – они будут рядом и помогут привыкнуть к новой жизни!  Главное, помочь близкому, который покинул тело, уйти в мир душ с любовью в сердце.

Мы делаем красивые церемонии и проводим кремацию, чтобы тело воссоединилось  с природой. Вода, огонь, воздух, земля и эфир – вот из чего состоит тело человека. И когда мы совершаем кремацию и специальные ритуалы, мы соединяем стихии-первоисточники вновь.  Тело растворяется в природе, а душа уходит в мир душ. Восстанавливается первичный порядок.

И мы, родственники, оставшиеся в земном мире, счастливы, что помогли любимой нам душе уйти с миром в божественный мир, где ее встретят наши хранители рода и души предков. Все они будут рады этой душе. И душа счастлива. Она сможет вернуться в земной мир, когда посчитает нужным, когда придет ее время. Поэтому мы не плачем, нет. Мы молимся и рассказываем нашим детям о том, как душе сейчас хорошо и какие красоты она наблюдает в божественном мире”.

кремация на Бали

Тем временем, все жители деревни уже собрались на улицах, нарядно одетые, в ожидании процессии с саркофагом на кладбище. Все будут помогать и каждый знает свою роль, никто не торопится и не суетится, все делают именно то, что нужно.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

В каждом дверном проеме сидят или стоят женщины, когда пойдет процессия – они присоединяться.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Вот пошла процессия из дома мангку в сторону кладбища, это члены семьи ушедшего, они несут подношения и разные ритуальные предметы, необходимые для кремации.

Подношения и вещи мангку, которые положат в саркофаг

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Приготовленная утка в специях для усопшего

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

И поросенок Бэби Гулинг

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

<Кремация священника (мангку) в нашей деревне.



Лучшие экскурсиии на русском языке по Бали


 

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Символ единства сердец, у мангку осталась супруга в земном мире, которая его любит.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Праздничная одежда мангку, ее положат в саркофаг 

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Венки от соседей

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Тело уже готово, молитвы и омовения произошли. Теперь тело погружается на кремационную башню и вместе с саркофагом несут к кладбищу большой процессией, на которой присутствуют все жители деревни.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Мужчины несут саркофаг и кремационную башню на бамбуковых носилках. 

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Тело находится на кремационной башне и поддерживается с двух сторон священнослужителями, которые произносят мантры, звонят в колокольчик и окропляют святой водой все вокруг. Также сопровождает тело из дома до места сжигания мужской представитель семьи умершего.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Все шествие сопровождается гамеланом – балийским оркестром.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

И все жители деревни присоединились к процессии.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кто-то наблюдает из-за забора.Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Пришли на кладбище. Зрители расселись по всему периметру.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Из кремационной башни вытаскивают тело, чтобы погрузить его в саркофаг

Кремация священника (мангку) в нашей деревне. Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Мужчины снимают клетки с птицами, которые сейчас будут символически выпущены на волю.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

И также снимают фотографию, которую также поместят в саркофаг

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Саркофаг открывают, и в первую очередь (не очень хорошо, но видно на фото), супруга и дочка мангку распускают волосы и освящают ими саркофаг изнутри.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне. Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Тело погружается в саркофаг. Туда же погружается праздничная одежда мангку, его любимые вещи, к примеру, церемониальный колокольчик, с помощью которого он провел множество церемоний. В саркофаг кладут даже еду, поросенка, утку и сладости. После чего туда же отправляются все подношения, священнослужитель проводит церемонию, читает молитвы и достаточно хорошо окропляет все содержимое саркофага святой водой.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне. Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Семья делает прощальное фото с фотографией умершего мангку.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Отпускаются птицы на свободу, приводя в восторг всем мальчишек.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Все жители деревни пришли проводить мангку. Считается, что чем больше людей придет на кремацию, тем приятней и радостней ему будет уходить из этого мира, даже, если придут незнакомые ему люди.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне. Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Саркофаг закрывают и поджигают дрова.  Огонь начинает разгораться. Священник звонит в церемониальный колокольчик и читает мантры, чтобы душе было проще расстаться со своим физическим телом и идти дальше в новый мир.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Все молча  или тихонько переговариваясь сидят по периметру вокруг и наблюдают за процессом, даже маленькие дети.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

Считается, что как огонь догорает, так и душа полностью освобождается из тела. Душу встречают её четыре духовных брата или наставника Канда Эмпат, которые помогали человеку всю его жизнь. Они провожают душу в божественный мир, где она встречает своих близких и друзей.

Кремация священника (мангку) в нашей деревне.

А тем временем, в земном мире, огонь превратил тело в пепел. Но и это еще не все. Пепел (и остатки костей) бережно собирают, заворачивают в белую ткань и  кладут в желтый кокосовый орех. Семья и близкие идут к ближайшей реке или морю (в данном случае реке) и с молитвами отдают пепел водной стихии. После чего члены семьи, с чувством выполненного долга, со слезами грусти и радости на глазах, идут домой.

Еще несколько дней подряд в их доме будут проходить церемонии. Но главное, они знают: “Любимый человек ушел в божественный мир, наши предки взяли его за руки и сопроводили в чудесное пространство. У него есть все с собой, что необходимо, одежда, еда, подношения миру предков и  наши благословения. И  путь его будет легкий”.

С глубоким уважением к традициям острова, автор блога про остров Бали – Наталия Любимова.



Skype-консультация по Бали от авторов BALIOPEN.RU
Skype-консультация по Бали
от авторов блога BALIOPEN.RU


Комментарии:

    One Response

  1. Душевно, ёмко и глубоко!БлагоДарю Наташенька Золотая девочка! Есть чему поучиться нам у балийского народа…Учимся! Желаю Роста Всем нам!Люблю!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *