Бали от А до Я

Как открыть бизнес на Бали (PT PMA)?

Красивые места Бали, которые можно посмотеть бесплатно

Привет, дорогие друзья. Как вы знаете, я являюсь владельцем и главным директором (direktor utama) в нашей компании PT Bali Open Group. Мы помогаем по вопросам переезда на Бали, включая открытие бизнеса в Индонезии (на Бали).

И сегодня я решил выпустить для вас уникальный материал по открытию и ведению бизнеса на Бали. Я отвечу на основные вопросы, которые интересуют любого здравомыслящего человека, задумавшего открыть своё дело на Бали.

Пусть эта статья будет первичной консультацией по открытию бизнеса на Бали для вас, дорогие читатели! Я постараюсь ответить на накопившиеся вопросы и буду дополнять эти материалы, по ходу поступления новых знаний.

 



Подпишись на наш Телеграм, чтобы всегда быть в курсе актуальной информации по Бали!

Как открыть бизнес на Бали или фирму с участием иностранного капитала PT PMA?

Для вступления в тему расскажу, что я имею опыт ведения компании. Изучаю тему не первый год, встречал на пути несколько “специалистов по теме открытия и ведения PT PMA”  от которых не смог получить внятных ответов на  простые вопросы. Я не считаю себя знатоком в данной теме. Но я, как человек с высшым юридическим образованием,  за плечами много разных должностей и фирм, стараюсь максимально разобраться в теме ведения бизнеса в Индонезии. И хочу помогать другим людям, транслировать свой опыт по открытию и ведению бизнеса на Бали. Мы с командой Bali Open Group обеспечиваем максимально легализованное ведение и сопровождение бизнеса.

В данный момент я работаю над пулом знаний  по открытию бизнеса на Бали. Готов предложить нашим клиентам квалифицированную помощь в ведении бухгалтерского учета, составлении инвестиционных и готовых отчетов. И консультирование по частным вопросам ведения бизнеса.

А теперь я отвечу на самые распространенные вопросы наших клиентов при первичной консультации по открытию фирмы с участием иностранного капитала PT PMA:

Как открыть бизнес в Индонезии

1. Указывается ли деятельность фирмы (аналог как в России ОКВЭД)? Если да, то можно ли потом менять ее, не открывая новую компанию заново? 

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала расскажу, что в Индонезии есть ведомство OSS – входит в Министерство по Инвестициям и отвечает за лицензирование видов деятельности предприятий с участием иностранного капитала PT PMA, а также за сам процесс инвестиций, о котором мы поговорим ниже.

В России можно выбрать много видов деятельности по кодам ОКВЭД и вписать в уставные документы фирмы.  В Индонезии OSS предоставляет нам  классификатор видов деятельности, которые можно выбрать для вашей компании. Но выбирать много различных видов деятельности не совместимых между собой не положено. Здесь в любом случае лучше проконсультироваться со специалистами, предварительно выбрав один основной и несколько  дополнительных видов деятельности из этого списка (откройте список в браузере и включите автоматический перевод).

Можно ли открыть одну нишу и если она не пойдет, то просто попробовать открыть другую?

Также отвечая на вопрос, могу пояснить, что никто не запрещает менять, добавлять или убирать определенные виды деятельности. Как пример, у меня в уставе записано более десяти различных видов деятельности, по факту есть только одна лицензия.

Многие лицензии на вид деятельности оформляются без оплаты. А лицензии на виды деятельности квалифицированные местным законодательством как виды деятельности с повышенными рисками оформляются за отдельную плату.

2. Какие виды деятельности запрещены для запуска иностранцам? Или может есть виды бизнеса в которые просто не стоит лезть иностранцам? 

Куда не стоит лезть иностранцам – это хороший вопрос. И здесь нужно поговорить не о законодательной стороне дела. А так скажем, о обычиях местного “делового” оборота. Речь идет, например, о случайных пожарах в недавно отрывшихся заведениях.

Важно не переходить дорогу местному бизнесу, и умело договариваться с ними, устанавливать доверительные отношения. Не отнимать, а давать работу местным людям, заводить нужные знакомства, развивать доверительные отношения, быть вхожим в банджар и органы местного самоуправления вашей деревни или района. Тогда, вы будете более защищены от непрошенных гостей и несчастных случаев.

Какую сферу бизнеса наоборот очень легко открыть и вести здесь? 

Самая распространенная сфера деятельности, которую легко открыть и вести  – это консультирование в определенной нише. Например, мы занимаемся консальтингом в сфере туризма и ведения бизнеса.

Можно ли вообще открыть компанию и работать онлайн на Мир, не вести оффлайн деятельности внутри Индонезии (например, основные покупатели будут не из Индонезии)?

Бизнес онлайн вести никто не запрещает, если у вас будут клиенты не из Индонезии – это нормально. Работайте на здоровье, показывайте прибыль, платите налоги, ведите инвестиционные отчёты.

3. Правда, что при открытии компании ты обязуешься вложить определённую сумму в экономику Индонезии. Какая это сумма? Как она считается? Есть ли какой-то срок чтоб выполнить данный пункт обещания? 

Мы подошли к самому главному вопросу – уставной капитал компании PT PMA на сегодняшний момент должен составлять минимум десять миллиардов индонезийскх рупий это приблизительно семьсот тысяч долларов США. За внесением уставного капитила в компанию наблюдает вышеупомянутый орган OSS. Компания обязана подавать ежеквартальные инвестиционные отчёты, в которых отражать внесение инвестиций.

Сроки окончательного внесения полной суммы уставного капитала законом не оговорены.

Как учитывается уставной капитал – просто оборот по счету, или конкретные отчисления (зарплаты, налоги, покупки чего-либо)?

Ваш экономист может показывать в инвестиционном отчете приход от основных средств, прибыли, и движения по счетам, покупке, аренде. Это должны быть денежных средства на счету компании, которые непосредственно связанны с дейтельностью компании.

Например, я спросил у своего экономиста – могу ли я арендованную на себя (физ. лицо) землю и построенный на ней дом сделать частью уставного капитала? Получил ответ: если бы это был офис компании, который участвовал в работе компании, то можно было бы, а просто жилой дом и земля не подходит для данной цели. Если переоформить землю и дом на компанию и показать, что это для нужд компании, тогда можно будет внести это в инвестиционный отчет.

Что будет если не получилось внести всю сумму  уставного капилала?

Если ваш бухгалтер подаёт регулярно инвестиционные отчеты, то скорее всего, первые несколько лет компании, OSS не заглянет к вам на огонёк с проверкой. А если и заглянет, то ничего страшного не сделает. У меня после первого года работы компании OSS уже побывали в гостях. Да, нашли некоторые недочеты, вежливо попросили их устранить, даже не выставив конкретные сроки.

Крайние санкции за невнесение уставного капитала – это лишение лицензии на основной вид деятельности для компании. Уверен, если вы будете показывать инвестиционные отчеты, и исполнять все требования законодательства, то скорее всего, крайних санкций вам не видать.

4. Может ли работать сам инвестор в компании? Что будет если он все-таки будет работать? Будет ли штраф или другие виды наказания?

Сам инвестор не имеет право работать в компании. Приведу в пример с кафе. Инвестор имеет право обучать персонал, рассказывать рецепты поворам, и заниматься организацией рабочих процессов. Инвестор не имеет право самостоятельно готовить на кухне в кафе, разносить заказы, закупать продукты, стоять за прилавком.

Недавно двух японских поваров, которые открыли японский ресторан и были там инвесторами иммиграционная служба депортировала в Японию за нарушение имиграционного законодательства, а именно, за работу на кухне в  ресторане.

5. Правда ли, что на одног иностранного сотрудника, нужно нанять пять местных? Есть ли вообще какое минимальное количество местных, которое нужно нанять для ведения бизнеса?

Если вы собрались создать ресторан и у вас на примете шеф-повар иностранный гражданин. То такого гражданина, если он не является соинветором в вашей фирме, можно пригласить на работу, оформив на него рабочий китас.

По рекомендации моих коллег, в противовес одному “белому работнику” желательно нанять с минимальным окладом хотя бы одного местного работника. В случае с рестораном – это скорее необходимость, зная во сколько обходится рабочий китас, вряд ли у вас появятся белые официантки. =)

По количеству местных работников на одну фирму нет специальных регламентов, здесь каждый собственник решает сам.

6. Как долго оформляется компания и КИТАС?

Вот мы и подходим к важным вопросам оформления компании, если вы уже созрели открывать бизнес – заполните пожалуйста анкету, и мы продолжим нашу беседу в частном порядке.

Оформление фирмы занимает от двух до четырех недель, после получения оригинальных документов на компанию, сразу можно  приступать к оформлению китаса инвестора. В связи усложненным и долгим процессом оформления китасов инвестора внутри страны, мы рекомендуем делать (offshore) внешние китасы.

Процедура активации электронного китаса: если инветор находится за пределами Индонезии, нужно ждать 7-12 рабочих дней электронный китас и после получения китаса влететь в Индонезию втечении 90 дней.

Если инвестор находится в Индонезии, то как только будет готов электронный китас, инвестору нужно вылететь из Индонезии и влететь обратно по своему китасу для его активации.

Далее идёт стандартная процедура отпечатков в иммиграции, после чего инвестор получает официальный документ – китас инвестора на 2 года.

Как открыть бизнес на Бали (PT PMA)?

7. Какие налоги на деятельность здесь? И сколько стоят примерно бухгалтерские услуги, кто будет делать все четко по всем налогам и выплатам? Большие ли налоги на зарплату работникам? 

Первые три года или до достижения прибыли не более 4,8 миллиардов индонезийских рупий в год налог на прибыль расчитывается 0.5% от всех входящих денег на счёт фирмы. Если вы привысите этот предел, то к вашим услугам нужно будет прибавлять государственную пошлину. Например вы покупаете товар и там включен VAT или в ресторане в чек с общей сумме прибавляют пошлину в 15-20%.

Бухгалетрские услуг стоят по разному, в среднем от 100 долларов в месяц, не считая квартальных и годовых отчетов. Если вы нуждаетесь в надежном бухгалтере, у нас есть для вас предложение – пишите мне.

Приведу пример  по налогу по зарплате. Я решил платить себе зарплату в десять миллионов рупий и я спосил, сколько будет налог с моей зарплаты у бухгалтера. Получил ответ: 250.000 рупий с 10 миллионов придется заплатить налог.

Расписывать какие суммы и налоги на заработную плату, на оплату различных услуг и расчетов с контрагентами я не буду. Cкажу, что каждая статья расходов и доходов облагается небольшим налогом от нескольких процентов с суммы. Моя компания сотрудничает с профессиональными экономистами, они и помогают мне правильно вести отчетность и платить налоги.

Принято ли здесь платить большую часть денег в конверте как в России?

Здесь ещё как в 90-х в России, весь учет ведеться на коленке. Я спросил у бухгалтера как платить себе зарплату. Он сказал, идешь в банк, снимаешь 10 млн. рупий и присылаешь мне сведения о зарплате для отчетности.  Законодательно чистое ведение бизнеса с “конвертами” это идеальное решение для Индонезии.

8. Сложный ли процесс закрытия компании? Как долго он происходит? И при закрытие компании соответственно, сразу автоматически прекращает действовать Китас?

Закрытие компании – это отдельный процесс, который стоит денег. Когда закрывается компания, естественно всё инвесторы теряют свое право на специальную визу. И китасы обязаны закрыть.

9. Правда ли, что должно быть минимум 2 и максимум 5 учредителей. Можно ли их добавлять и убирать в процессе существования компании? Насколько это сложно и сколько может стоить будет это?

PT PMA это прототип нашего закрытого акционерного общества, только с участием иностранного капитала. Учредителей иностранцев должно быть не менее двух.  И по обоюдному согласию, они имеют право принимать и исключать из своего состава членов, распределяя доли компании.

Естественно, это отражается в уставных документах, которые нужно заверять у нотариуса. Обычная стоимость внесения изменерий в уставные документы около десяти миллионов рупий. Поэтому, на старте лучше сразу определиться с составом учредителей и распределением долей компании, чтобы потом не передеылвать за дополнительную плату документы.

10. Для кого положен семейный китас? Сколько он стоит на человека и как долго действует? Как долго оформляется?

Когда учредитель получает свой электронный китас инвестора, он может подать документы на семейный китас для супруга/супруги и несовершеннолетних детей. Семейный китас выдается на 1 год. Стоимость оформления китасов  уточняйте на меня. Внешний семейный китас оформляется 7-12 рабочих дней, внутренний стоит дороже и оформляется 1,5-2 месяца.

11. Как здесь выводится прибыль? Большие ли на нее налоги и есть ли сложности как в России опять же, что это должны быть дивиденды, после собрания и все такое. Или все просто как у ИП в России?

Для меня было большим открытием, что на законных основаниях можно со счёта компании купить криптовалюту. Никто не мешает со счет фирмы оплачивать, например аренду машины, представительские расходы,  зарплату, затраты на покупку мебели, канцелярии, техники для офиса.

Дивиденты, я ещё ни разу не платил, нужно уточнить, какими налогами они облагаются. Обязательно напишу об этом чуть позже. Продолжение следует… Материалы этой статьи планирую пополнять по мере поступления новых вопросов и ответов на них!

Заключение.

Хочу поблагодарить вас за внимание. Мне будет интересно раскрыть другие вопросы по ведению бизнеса PT PMA в Индонезии. Буду ждать ваши вопросы в комментариях.

Если вы уже решили открывать компанию. Заполнить заявку можно здесь.

С уважением, Александр Алексеенко,

автор блога про Бали.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

'