Бали от А до Я

Как открыть бизнес на Бали (PT PMA)?

Красивые места Бали, которые можно посмотеть бесплатно

Привет, дорогие друзья. Как вы знаете, я являюсь владельцем и главным директором (direktor utama) в нашей компании PT Bali Open Group. Мы помогаем по вопросам переезда на Бали, включая открытие бизнеса в Индонезии (на Бали).

Сегодня я решил выпустить для вас уникальный материал по открытию и ведению бизнеса на Бали. Я отвечу на основные вопросы, которые интересуют любого здравомыслящего человека, задумавшего открыть своё дело на Бали.

Пусть эта статья будет первичной консультацией по открытию бизнеса на Бали для вас, дорогие читатели! Я постараюсь ответить на накопившиеся вопросы и буду дополнять эти материалы, по ходу поступления новых знаний.

 

Как открыть бизнес на Бали или фирму с участием иностранного капитала PT PMA?

Для вступления в тему расскажу, что я имею опыт ведения компании, изучаю тему не первый год, встречал на пути несколько “специалистов по теме открытия и ведения PT PMA”  от которых не смог получить внятных ответов на  простые вопросы. Я не считаю себя знатоком в данной теме, но я, как человек с высшим юридическим образованием,  за плечами которого много должностей и фирм, стараюсь максимально разобраться в теме ведения бизнеса в Индонезии. И хочу помогать другим людям, транслировать свой опыт по открытию и ведению бизнеса на Бали. Мы с командой Bali Open Group обеспечиваем максимально легализованное ведение и сопровождение бизнеса.

В данный момент я работаю над пулом знаний  по открытию бизнеса на Бали. Готов предложить нашим клиентам квалифицированную помощь в ведении бухгалтерского учета, составлении инвестиционных и готовых отчетов, и консультирование по частным вопросам ведения бизнеса.

А теперь я отвечу на самые распространенные вопросы наших клиентов при первичной консультации по открытию фирмы с участием иностранного капитала PT PMA:

Как открыть бизнес в Индонезии

1. Указывается ли деятельность фирмы (аналог как в России ОКВЭД)? Если да, то можно ли потом менять ее, не открывая новую компанию заново? 

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала расскажу, что в Индонезии есть ведомство OSS, которое входит в Министерство по Инвестициям и отвечает за лицензирование видов деятельности предприятий с участием иностранного капитала PT PMA, а также за сам процесс инвестиций, о котором мы поговорим ниже.

В России можно выбрать много видов деятельности по кодам ОКВЭД и вписать в уставные документы фирмы.  В Индонезии OSS предоставляет нам  классификатор видов деятельности, которые можно выбрать для вашей компании. Но выбирать много различных видов деятельности несовместимых между собой не положено. Здесь, в любом случае, лучше проконсультироваться со специалистами, предварительно выбрав один основной и несколько  дополнительных видов деятельности из этого списка (откройте список в браузере и включите автоматический перевод).

Можно ли открыть одну нишу и если она не пойдет, то просто попробовать открыть другую?

Также отвечая на вопрос, могу пояснить, что никто не запрещает менять, добавлять или убирать определенные виды деятельности. Как пример, у меня в уставе записано более десяти различных видов деятельности, по факту есть только одна лицензия.

Многие лицензии на вид деятельности оформляются без оплаты. А лицензии на виды деятельности, квалифицированные местным законодательством, как виды деятельности с повышенными рисками, оформляются за отдельную плату.

2. Какие виды деятельности запрещены для запуска иностранцам? Или может есть виды бизнеса, в которые просто не стоит лезть иностранцам? 

Куда не стоит лезть иностранцам – это хороший вопрос. И здесь нужно поговорить не о законодательной стороне дела. А так скажем, об традициях местного “делового” оборота. Речь идет, например, о случайных пожарах в недавно отрывшихся заведениях.

Важно не переходить дорогу местному бизнесу, и умело договариваться с ними, устанавливать доверительные отношения. Не отнимать, а давать работу местным людям, заводить нужные знакомства, развивать доверительные отношения, быть вхожим в банджар или органы местного самоуправления вашей деревни или района. Тогда вы будете более защищены от непрошенных гостей и несчастных случаев.

Какую сферу бизнеса наоборот очень легко открыть и вести здесь? 

Самая распространенная сфера деятельности, которую легко открыть и вести  – это консультирование в определенной нише. Например, мы занимаемся “консалтингом” в сфере туризма и ведения бизнеса.

Можно ли вообще открыть компанию и работать онлайн на Мир, не вести оффлайн деятельности внутри Индонезии (например, основные покупатели будут не из Индонезии)?

Бизнес он-лайн вести никто не запрещает, если у вас будут клиенты не из Индонезии – это нормально. Работайте на здоровье, показывайте прибыль, платите налоги, ведите инвестиционные отчёты.

3. Правда, что при открытии компании ты обязуешься вложить определённую сумму в экономику Индонезии. Какая это сумма? Как она считается? Есть ли какой-то срок, чтоб выполнить данный пункт обещания? 

Мы подошли к самому главному вопросу – уставной капитал компании PT PMA на сегодняшний момент должен составлять минимум десять миллиардов индонезийских рупий это приблизительно семьсот тысяч долларов США. За внесением уставного капитала в компанию наблюдает вышеупомянутый орган OSS. Компания обязана подавать ежеквартальные инвестиционные отчёты, в которых отражать внесение инвестиций.

Сроки окончательного внесения полной суммы уставного капитала законом не оговорены.

Как учитывается уставной капитал – просто оборот по счету или конкретные отчисления (зарплаты, налоги, покупки чего-либо)?

Ваш экономист может показывать в инвестиционном отчете приход от основных средств, прибыли, и движения по счетам, покупке, аренде. Это должны быть денежные средства на счету компании, которые непосредственно связанны с деятельностью компании.

Например, я спросил у своего экономиста: “Могу ли я арендованную на себя (физ. лицо) землю и построенный на ней дом сделать частью уставного капитала”? Получил ответ: “Если бы это был офис компании, который участвовал в работе компании, то можно, а просто жилой дом и земля не подходит для данной цели. Если переоформить землю и дом на компанию и показать, что это для нужд компании, тогда можно будет внести это в инвестиционный отчет”.

Что будет если не получилось внести всю сумму  уставного капитала?

Если ваш бухгалтер подаёт регулярно инвестиционные отчеты, то скорее всего, первые несколько лет компании, OSS не заглянет к вам на огонёк с проверкой. А если и заглянет, то ничего страшного не сделает. У меня после первого года работы компании OSS уже побывали в гостях. Да, нашли некоторые недочеты, вежливо попросили их устранить, даже не выставив конкретные сроки.

Крайние санкции за невнесение уставного капитала – это лишение лицензии на основной вид деятельности для компании. Уверен, если вы будете показывать инвестиционные отчеты и исполнять все требования законодательства, то скорее всего крайних санкций вам не видать.

4. Может ли работать сам инвестор в компании? Что будет если он все-таки будет работать? Будет ли штраф или другие виды наказания?

Сам инвестор не имеет право работать в компании. Приведу в пример с кафе. Инвестор имеет право обучать персонал, рассказывать рецепты поварам, и заниматься организацией рабочих процессов. Инвестор не имеет право самостоятельно готовить на кухне в кафе, разносить заказы, закупать продукты, стоять за прилавком.

Недавно двух японских поваров, которые открыли японский ресторан и были там инвесторами, иммиграционная служба депортировала в Японию за нарушение иммиграционного законодательства, а именно: за работу на кухне в  ресторане.

5. Правда ли, что на одного иностранного сотрудника, нужно нанять пять местных? Есть ли вообще какое минимальное количество местных, которое нужно нанять для ведения бизнеса?

Если вы собрались создать ресторан и у вас на примете шеф-повар иностранный гражданин. То такого гражданина, если он не является со-инвестором в вашей фирме, можно пригласить на работу, оформив на него рабочий КИТАС.

По рекомендации моих коллег, в противовес одному “белому работнику” желательно нанять с минимальным окладом хотя бы одного местного работника. В случае с рестораном – это скорее необходимость, зная во сколько обходится рабочий КИТАС, вряд ли у вас появятся белые официантки. =)

По количеству местных работников на одну фирму нет специальных регламентов, здесь каждый собственник решает сам.

6. Как долго оформляется компания и КИТАС?

Вот мы и подходим к важным вопросам оформления компании, если вы уже созрели открывать бизнес – заполните анкету, и мы продолжим нашу беседу в частном порядке.

Оформление фирмы занимает от двух до четырех недель, после получения оригинальных документов на компанию, сразу можно  приступать к оформлению КИТАС инвестора. В связи усложненным и долгим процессом оформления КИТАС инвестора внутри страны, мы рекомендуем делать (offshore) внешние КИТАС.

Процедура активации электронного КИТАС: если инвестор находится за пределами Индонезии, нужно ждать 7-12 рабочих дней электронный КИТАС и после получения КИТАСА влететь в Индонезию в течении 90 дней.

Если инвестор находится в Индонезии, то как только будет готов электронный КИТАС, инвестору нужно вылететь из Индонезии, и влететь обратно по своему КИТАС для его активации.

Далее идёт стандартная процедура отпечатков в иммиграции, после чего инвестор получает официальный документ – КИТАС инвестора на 2 года.

7. Какие налоги на деятельность здесь? И сколько стоят примерно бухгалтерские услуги, кто будет делать все четко по всем налогам и выплатам? Большие ли налоги на зарплату работникам? 

Первые три года или до достижения прибыли не более 4,8 миллиардов индонезийских рупий в год налог на прибыль рассчитывается 0.5% от всех входящих денег на счёт фирмы. Если вы превысите этот предел, то к вашим услугам нужно будет прибавлять государственную пошлину. Например вы покупаете товар и там включен VAT или в ресторане в чек с общей сумме прибавляют пошлину в 15-20%.

Бухгалтерские услуг стоят по разному, в среднем от 100 долларов в месяц, не считая квартальных и годовых отчетов. Если вы нуждаетесь в надежном бухгалтере, у нас есть для вас предложение  заполните форму.

Приведу пример  по налогу по зарплате. Я решил платить себе зарплату в десять миллионов рупий, я узнал, сколько будет налог с моей зарплаты у бухгалтера, получил ответ: 250.000 рупий с 10 миллионов придется заплатить налог.

Расписывать какие суммы и налоги на заработную плату, на оплату различных услуг и расчетов с контрагентами я не буду. Cкажем так, каждая статья расходов и доходов облагается небольшим налогом от нескольких процентов с суммы. Моя компания сотрудничает с профессиональными экономистами, они и помогают мне правильно вести отчетность и платить налоги.

Принято ли здесь платить большую часть денег в конверте, как в России?

Здесь ещё как в 90-х в России, весь учет ведется на коленке. Я спросил у бухгалтера, как платить себе зарплату. Он ответил: “Идешь в банк, снимаешь 10 млн. рупий и присылаешь мне сведения о зарплате для отчетности”.  Законодательно чистое ведение бизнеса с “конвертами” – это идеальное решение для Индонезии.

8. Сложный ли процесс закрытия компании? Как долго он происходит? И при закрытие компании соответственно, сразу автоматически прекращает действовать КИТАС?

Закрытие компании – это отдельный процесс, который стоит денег. Когда закрывается компания, естественно всё инвесторы теряют свое право на специальную визу, и КИТАС обязаны закрыть.

9. Правда ли, что должно быть минимум два и максимум пять учредителей. Можно ли их добавлять и убирать в процессе существования компании? Насколько это сложно и сколько может стоить будет это?

PT PMA – это прототип нашего закрытого акционерного общества, только с участием иностранного капитала. Учредителей иностранцев должно быть не менее двух, и по обоюдному согласию, они имеют право принимать и исключать из своего состава членов, распределяя доли компании.

Естественно, это отражается в уставных документах, которые нужно заверять у нотариуса. Обычная стоимость внесения изменений в уставные документы около десяти миллионов рупий. Поэтому, на старте лучше сразу определиться с составом учредителей и распределением долей компании, чтобы потом не переделывать документы за дополнительную плату.

10. Для кого положен семейный КИТАС? Сколько он стоит на человека, и как долго действует? Как долго оформляется?

Когда учредитель получает свой электронный КИТАС инвестора, он может подать документы на семейный КИТАС для супруга/супруги и несовершеннолетних детей. Семейный КИТАС выдается на 1 год. Стоимость оформления КИТАС смотрите  здесь. Внешний семейный КИТАС оформляется 7-12 рабочих дней, внутренний стоит дороже и оформляется 1,5-2 месяца.

11. Как здесь выводится прибыль? Большие ли на нее налоги, и есть ли сложности, что  должны быть дивиденды, после собрания и тд. Или все просто, как у ИП в России?

Для меня было большим открытием, что на законных основаниях можно со счёта компании купить крипто-валюту. Никто не мешает со счет фирмы оплачивать, например, аренду машины, представительские расходы,  зарплату, затраты на покупку мебели, канцелярии, техники для офиса.

Дивиденды я ещё ни разу не платил, нужно уточнить, какими налогами они облагаются. Обязательно напишу об этом чуть позже. Продолжение следует… Материалы этой статьи планирую пополнять по мере поступления новых вопросов и ответов на них!

Заключение.

Хочу поблагодарить вас за внимание. Мне будет интересно раскрыть другие вопросы по ведению бизнеса PT PMA в Индонезии. Буду ждать ваши вопросы в комментариях.

Если вы уже решили открывать компанию. Заполнить заявку можно здесь.

С уважением, Александр Алексеенко,

автор блога про Бали.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

'